Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан, закрепленными в пункте 2 статьи 1 нашей Конституции, являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.
Эти принципы должны реализовываться в совокупности, обеспечивая справедливость, составляющую основу правовых норм, регулирующих отношения между государством, обществом и каждой отдельной личностью. Ведь мы строим эффективное государство и справедливое общество.
И ключевые цели, поставленные Казахстаном на период четвертого десятилетия Независимости – сильное государство и конкурентоспособная нация – могут быть достигнуты только в результате обеспечения баланса между проводимыми политико-экономическими реформами, процессом модернизации общественного сознания и формированием качественно новой национальной идентичности.
А они, в свою очередь, и являются практическим выражением основополагающих конституционных принципов в деятельности страны.
Однако реальность сегодня такова, что при весьма успешной реализации в отдельности каждого из этих принципов, наблюдается и некоторый дисбаланс, поскольку нет последовательной взаимосвязанности между ними. Это не лучшим образом отражается на эффективности, в целом, государственной политики.
И, возможно, именно здесь нужно искать корни январских событий?!
Ведь подлинный казахстанский патриотизм и идентификацию граждан со своим государством можно ожидать, исходя, в первую очередь, от уровня обеспечения этим государством защиты прав и равных возможностей каждого гражданина при получении реальных благ от экономического развития. Иными словами, речь идет о справедливом распределении этих благ.
Но получается ли сегодня у государства достигнуть такой справедливости в полном объеме?!
Конечно, тематика справедливости красной нитью проходит через все проводимые в последние годы политические и экономические реформы в стране. И на это был и есть четкий общественный запрос. А государство в лице действующей власти ясно осознает свою ответственность перед народом. И это очевидно.
Но, всё же, чтобы наша страна продолжила свое движение вперед в создании сильного государства с устойчивой экономикой и справедливого общества с прогрессивными ценностями, необходимо обеспечить совокупность в реализации конституционных основополагающих принципов деятельности Республики.
И это составит фундамент Справедливого Казахстана.
М. Махамбетов,
директор Института парламентаризма
при Управлении делами Президента РК