ГлавнаяОПТИМИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, КАК МЕРА ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН, ВОВЛЕЧЕННЫХ В УГОЛОВНЫЙ...

ОПТИМИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, КАК МЕРА ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН, ВОВЛЕЧЕННЫХ В УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

16 мая 2022 года начальник Отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства, законодательства об уголовно-исполнительном производстве, законодательства о юридической помощи Института парламентаризма Беисов Б.М. принял участие в заседании Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан.

В рамках заседания обсужден проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства с одновременной коррекцией Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов» (далее-законопроект), разработчиком которого является Генеральная прокуратура.

В процессе обсуждения представителем Института парламентаризма отмечено, что в соответствии с п.4.10 Концепции правовой политики Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 (далее-Концепция) для достижения целей уголовного законодательства необходима оптимизация уголовного законодательства с одновременной коррекцией уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

Однако, анализ законопроекта показал, что предложенными поправками не реализуются требования Концепции по оптимизации уголовного законодательства, т.е. не предлагаются конкретные нормы, которые позволили бы оптимизировать уголовное законодательство (сократить уголовные правонарушения и наказания и т.д.), что дало бы возможность провести коррекцию Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, а в конечном итоге, позволило бы обеспечить безопасность личности, ее прав и свобод, а также общества и государства от криминальных угроз.

Законопроектом корректируются понятия преступления и уголовных проступков, вводится ответственность за покушение на преступления небольшой тяжести и проступки, устанавливается возможность конфискации имущества при отсутствии в санкциях статьи Особенной части УК и, как мера уголовно-правового воздействия, усиливается уголовная ответственность за ряд уголовных правонарушений по ст.ст.110, 190, 208, 217, 221, 234 УК и др., вводится ряд новых составов в сфере порядка исполнения наказаний. В уголовно-процессуальном законодательстве основными новеллами стали возврат почти всех санкций (кроме меры пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста) и негласных следственных действий от следственного судьи прокурору, которые в 2018 году в целях повышения защиты прав и свобод граждан, вовлеченных в уголовный процесс, переданы от прокурора суду. Также вводится новый процессуальный документ адвоката – акт защиты и порядок исполнения меры уголовно-правового воздействия при конфискации имущества и лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

Как отмечено выше, предложенные новеллы не решают вопросы оптимизации уголовного законодательства и, в целом, направлены на усиление уголовной ответственности и участие прокурора в досудебном расследовании.

Для реализации требований п.4.10 Концепции необходимо рассмотреть вопрос о возврате уголовных проступков в административное законодательство и в преступления небольшой тяжести (о чем давно говорят правоприменители, ученые и депутаты), с соответствующей коррекцией Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, что позволит исключить факты нарушения Конституции при осуждении лиц в порядке приказного производства (осуждают без участия подсудимого, прокурора и защитника) и решить вопросы применения такого вида наказания, как арест (применение ст.45 УК приостановлено до 1 января 2027 года), исполнение которого продлевается с 2015 года.