В соответствии с положениями Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий», направленных на пересмотр вопросов нормотворчества, Институтом парламентаризма в марте т.г. был проведен анализ законодательства по вопросам нормотворческой деятельности в Республике Казахстан на предмет определения факторов, влияющих на качество принимаемых законов и нормотворческой деятельности, в ходе которого выявлен ряд пробелов и коллизий.
На сегодняшний день по результатам анализа разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворческой деятельности в Республике Казахстан» (далее – законопроект).
Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего общественные отношения, связанные с порядком разработки, представления, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения, приостановления действия и опубликования правовых актов Республики Казахстан.
Законопроектом предлагается норма, согласно которой по проектам нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение как Мажилиса, так и Сената Парламента, проведение экспертизы в зависимости от регулируемых ими общественных отношений будет обязательным, поскольку, как правило, правительственный вариант законопроекта существенно, концептуально меняется и, соответственно, новые нормы законопроекта, внесенные мажилисменами, выпадают из поля объекта исследования научных экспертиз.
Законопроектом предусмотрена норма о том, что в случае отрицательного заключения к проекту закона, инициируемого депутатом (депутатами) Парламента, Правительство предоставляет письменное обоснование с соответствующими расчетами к поправкам, предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов. Данная норма предложена в целях усиления роли Парламента, а также в целях повышения качества подготовки Правительством заключений к поправкам депутатов Парламента.
Предлагается новое полномочие Правительства РК по утверждению правил организации и проведения всех видов экспертиз, а также отбора экспертов.
Предусмотрено право депутатов Парламента требовать предоставления качественной экспертизы в случае, если экспертиза выполнена некачественно и с нарушениями соответствующих правил.
Принятие Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» совпало со вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 и с введением во всем мире ограничительных мероприятий, в том числе карантина. В связи с чем, возникла необходимость в правовом инструменте, предотвращающем или снижающем неблагоприятные последствия от ввоза на территорию Республики Казахстан и (или) распространения на всей территории Республики Казахстан COVID-19 и других инфекционных и паразитарных заболеваний. При этом, в таких ситуациях необходимо принимать решение в кратчайшие сроки, так как от оперативности их принятия зависят жизнь и здоровье казахстанцев. Таким инструментом стали постановления Главного государственного санитарного врача. Имея общеобязательный характер на всей территории нашей страны, эти постановления не проходили государственную регистрацию в органах юстиции как акты ведомства Министерства здравоохранения РК. Законопроектом данный правовой пробел предлагается исключить.
В целом, данный законопроект направлен на создание равных условий субъектам права законодательной инициативы, а также усиления эффективности деятельности Парламента Республики Казахстан и повышения качества принимаемых законов Республики Казахстан.