Институтом парламентаризма, в рамках рассматриваемого в Парламенте законопроекта по вопросам совершенствования исполнительного производства, инициированного депутатами Парламента при содействии специалистов Института парламентаризма, подготовлены предложения по внедрению института защиты единственного жилища.
В частности, Институтом предложено ввести единые подходы по вопросам правового положения единственного жилища граждан (ввести понятие «единственное жилище»), установить минимальный достаточный норматив по площади единственного жилища, определить круг лиц, для которых оно является единственным (собственник и совместно проживающие члены его семьи), предусмотреть меры защиты единственного жилища при взыскании долгов и т.д.
На сегодняшний день в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированном Республикой Казахстан Законом от 21 ноября 2005 года, признается право каждого гражданина на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий жилище.
Также в руководящих принципах № 6, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, предусмотрены следующие положения о запрете принудительного выселения и предупреждении выселения: «В случаях отчуждения имущества за неуплату по ипотеке или задолженность по арендной плате, выселения должны производиться только в качестве крайней меры и после всестороннего изучения альтернативных способов решения проблемы непогашенной задолженности, таких как предоставление экстренных жилищных пособий, перенос сроков погашения задолженности или, при необходимости, переезд в более доступные жилые помещения, отвечающие стандартам достаточности».
В замечаниях общего характера №7 к вышеуказанному Пакту сказано, что выселения не должны приводить к появлению бездомных лиц и лиц, уязвимых с точки зрения нарушения других прав человека.
В целях всестороннего анализа поднимаемой проблемы Институтом парламентаризма проведен обзор международной практики. К примеру, в российском законодательстве действует «исполнительский иммунитет» в отношении единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, принадлежащего гражданину-должнику. На такое жилое помещение не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
В последние годы и в законодательстве Республики Казахстан наблюдается тенденция по принятию мер, направленных на защиту единственного жилища.
Так, в Налоговый кодекс РК внесена поправка, предусматривающая норму о том, что с 1 марта 2022 года при предоставлении отсрочки и рассрочки по уплате налогов единственное жилище физического лица не будет приниматься в залог.
С 2016 года в Уголовно-исполнительном кодексе РК действует норма о том, что по приговору суда единственное жилище собственника не конфискуется у осужденного и лиц, находящихся на его иждивении, площадь которого не превышает нормативов, установленных жилищным законодательством, на каждого члена семьи.
Также в законе «О жилищных отношениях» предусмотрен запрет на принудительное выселение из единственного жилища в период отопительного сезона в отношении социально уязвимых слоев населения.
Вместе с тем, в законодательстве отсутствуют единые подходы по защите единственного жилища.
К примеру, если в Уголовно-исполнительном кодексе установлено ограничение по минимальным нормативам, достаточным для проживания, то в Налогом кодексе данные требования не регламентированы. Если по налоговым долгам единственное жилище в залог не принимается, то по кредитным долгам такого ограничения нет. Если при конфискации имущества осужденного его единственное жилище сохраняется, то при возникновении долгов собственника оно может быть изъято.
В целях детального обсуждения вышеуказанных подходов 4, 9, 11, 15 февраля т.г. Институтом парламентаризма организованы рабочие встречи с участием депутатов Сената Парламента Сафиновым К.Б., Сулеймен Л.Ж., депутата Мажилиса Парламента Смирновой И.В., представителей Агентства по финансовому мониторингу, Министерства юстиции, Республиканской палаты частных судебных исполнителей и заинтересованных общественных организаций.
В данное время продолжается работа по выработке единых подходов и внесению изменений в законодательство в рамках обсуждаемого законопроекта.
Принятие выработанных предложений позволит на законодательном уровне закрепить надежные механизмы по сохранению жилищных условий гражданина (минимальных нормативов), пригодных для нормального проживания.