В целях совершенствования национального законодательства в области дальнейшего формирования и развития института раннего вмешательства на основе изучения действующего отечественного и зарубежного законодательства, а также правоприменительной практики, Институтом парламентаризма был проведен анализ законодательных актов Республики Казахстан в данной сфере.
В настоящее время необходимость развития института раннего вмешательства в Республике Казахстан обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, и другими международными правовыми актами. В них отмечается создание комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей с инвалидностью, детей с ограничениями жизнедеятельности, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.
Результаты анализа показали следующее:
1. Для развития института раннего вмешательства на сегодняшний день не создана достаточная правовая основа. В связи с чем, необходимо принятие комплекса нормативных правовых актов на основе адаптации международного опыта. Актуальной является разработка единого подхода к формированию раннего вмешательства и сопровождению нуждающихся в ней детей и их семей, а также к определению механизма межведомственного взаимодействия по этим вопросам на республиканском и региональном уровнях. Таким образом рекомендуется разработать и внедрить Концепцию развития института раннего вмешательства в Казахстане.
2. В настоящий момент в Республике Казахстан необходимо разрешить вопросы корректного отношения медицинского персонала к женщине (родственникам) при рождении у неё ребенка с подозрением на ментальные нарушения. В связи с чем, полагаем целесообразным разработать и принять Протокол объявления диагноза при рождении ребенка (детей) с ментальными нарушениями (по аналогии с США и Российской Федерацией).
3. Для организации адаптации и включения в жизнь общества детей в возрасте после 3-х лет, в Республике Казахстан можно предусмотреть возможность продолжения оказания услуг раннего вмешательства в необходимом объеме до 8-летнего возраста.
4. Касательно детей-сирот с особыми образовательными потребностями, охваченных программами раннего вмешательства, то они особенно нуждаются в продолжении их воспитания в условиях той же организации образования для детей-сирот, в которой они воспитывались с самого раннего возраста, без отрыва от привычных им воспитателей. Кроме того, поскольку они являются уязвимыми, то в их отношении также требуются проведении программ комплексной абилитации в период до достижения ими школьного возраста. В связи с этим рекомендуем пересмотреть программы абилитации таких детей, распространив их на возраст от 0 до 6 лет.
P/S Уважаемые друзья! Свои предложения по совершенствованию законодательства в сфере развития института раннего вмешательства можете направлять по электронному адресу: instparlam@umto.kz, а также в раздел «Предложения по совершенствованию законодательства» на официальном сайте Института парламентаризма instparlam.umto.kz