ГлавнаяВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Глава государства в Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий», озвученном 1 сентября 2020 года отметил, что «по экспертным оценкам, в тени находится около трети ВВП страны – огромный потенциал для повышения доходов бюджета... Тем более, коррупция подпитывается именно теневой экономикой».

При таких масштабах теневой экономики общегосударственной задачей является ее легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. При этом надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с другой – из всего комплекса действия институциональных механизмов в экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой.

Институтом парламентаризма проведен анализ практики применения норм уголовного законодательства, направленного на противодействие теневой экономике в рамках статьи 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Одной из составляющих теневого оборота является совершение сделок с фирмами-«однодневками» для ухода от уплаты налогов.

Как показывает практика, для уклонения от уплаты налогов в бюджет используются фиктивные счета-фактуры, имеет место их использование также для незаконного предпринимательства, хищения денежных средств, экономической контрабанды и вывода средств за границу.

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК наблюдается рост уголовных преступлений по статье 216 УК, так в ЕРДР в 2019 году зарегистрировано – 285 уголовных преступлений, в 2020 году – 438 и в 2021 году – 409 преступлений.

Анализ показал, что для дальнейшего противодействия теневой экономике, создания благоприятных условий для бизнес-среды, дальнейшего улучшения инвестиционного климата в стране необходимо принятие ряда законодательных инициатив, которые позволят поднять на более высокий уровень систему мер, направленных на снижение теневой экономики и коррупции, пресечение деятельности лжепредприятий на начальной их стадии, не дожидаясь причинения государству многомиллиардного ущерба.

В этой связи Институтом парламентаризма предлагается:

1. Скорректировать статью 216 Уголовного кодекса путем уточнения цели совершения деяния, связанного с выпиской счета-фактуры (исключить причинение крупного ущерба гражданину, организации или государству), ущерб установить, как сумму в размере МРП выписанной счет-фактуры, также определить наказание в виде кратности штрафа от суммы ущерба.

2. Предлагается Уголовный кодекс дополнить новой статьей 215-1, предусматривающей ответственность за:

-создание фирм-«однодневок» на подставных лиц (регистрацию субъекта бизнеса на подставных лиц);

-предоставление документов подставного лица для получения БИН;

-приобретение документов или незаконное использование персональных данных подставных лиц для получения БИН;

-предоставление доверенности для создания фирм-«однодневок».

3. Принимая во внимание, что реализация фиктивных счетов-фактур – это теневая экономика, предлагается предусмотреть возможность применения меры пресечения в виде содержания под стражей по статье 216 УК.

Названные законодательные меры, на наш взгляд, позволят минимизировать влияние теневой экономики на экономическую деятельность предпринимателей, повысит благосостояние граждан Казахстана и сделает нашу страну более привлекательной для инвесторов.