ГлавнаяСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ БИЗНЕСА В ПЕРИОД КАРАНТИНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ БИЗНЕСА В ПЕРИОД КАРАНТИНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ БИЗНЕСА В ПЕРИОД КАРАНТИНА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ БИЗНЕСА В ПЕРИОД КАРАНТИНА

В целях решения проблемных вопросов бизнеса, возникших в период пандемии, Институтом парламентаризма совместно с депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав бизнеса в период карантина».

Так, согласно статье 359 Гражданского кодекса лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть при чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия, чрезвычайное положение и т.п.).

Однако в периоды действия ограничительных мер и карантина, многие субъекты бизнеса не могли исполнить свои договорные обязательства. При этом было сложно доказать, что данное неисполнение является следствием непреодолимой силы.

В этой связи, в 2020 году Внешнеторговая палата Казахстана (НПП «Атамекен») выдала 5 394 заключений об обстоятельствах непреодолимой силы. Практика показала, что данная оперативная мера является необходимой и обоснованной. При этом в законодательстве отсутствует компетенция и порядок оказания данной услуги.

Также в период пандемии субъекты бизнеса нуждались в получении и разъяснении оперативной информации о ежедневно меняющихся условиях осуществления бизнеса, в том числе по требованиям санитарного врача, не исполнение которых влекло ответственность. В этой связи Институтом предлагается дополнить функции НПП «Атамекен» функцией по обеспечению достоверной информацией субъектов бизнеса и надлежащего уведомления о мерах государственной поддержки и др.

Еще одним немаловажным вопросом при пандемии стало получение отсрочки по кредитным займам, что и стало одним из мер, принятых банками. Данная мера безусловно в определённой мере облегчила ситуацию.

Вместе с тем, было много жалоб и возмущений, связанных с тем, что платежи увеличились после окончания срока отсрочки.

Анализ системы предоставления отсрочки по кредитам показал следующее. В целом, в мировой практике следует различать следующие способы отсрочек: 1) отсрочка по уплате основного долга (в течение определенного срока заемщик уплачивает только проценты за использование земных средств. В результате использования данного вида отсрочки вырастают срок кредитования и сумма переплаты, т. к. проценты продолжают уплачиваться и в течение каникул (отсрочки). Либо эти проценты сохраняются и включаются в общий кредит после окончания отсрочки.); 2) отсрочка по уплате вознаграждений (редкий вид отсрочки – кредитные каникулы по процентам. Заемщику предоставляется шанс не уплачивать проценты за используемые средства банка, внося при этом платежи в счет погашения основного долга. В результате основной долг погашается, а переплата по процентам становится меньше за счет предоставленной отсрочки); 3) полная отсрочка как вознаграждения, так и основного долга одновременно.

Каждый из способов отсрочки различается по степени выгодности для заемщика и кредитора, и самым выгодным является способ, когда отсрочка выплат предоставляется по основному долгу и процентам, то есть «полные каникулы».

Таким образом, на практике в основном используют только первый способ, что и является причиной такого массового возмущения.

В этой связи предлагается ввести норму о том, что в случаях введения ограничительных мероприятий, в том числе карантина, отсрочка предоставляется по взиманию вознаграждения и погашению основного долга, одновременно без взимания иных дополнительных платежей (вознаграждений, штрафов, пени и других платежей), после окончания срока отсрочки или в период отсрочки.

P/S Уважаемые друзья! Свои предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав бизнеса в период карантина можете направлять по электронному адресу: instparlam@umto.kz, а также в раздел «Предложения по совершенствованию законодательства» на официальном сайте Института парламентаризма instparlam.umto.kz