Глава государства Токаев К.К. в своем Послании народу Казахстана: «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» подчеркнул, что на особом контроле должно быть предотвращение и пресечение сексуальных преступлений против детей.
Институтом парламентаризма проведен анализ по вопросу повторных преступлений, совершенных отбывшими наказание за педофилию, в том числе преступниками, подвергнутыми химической кастрации.
Анализ показал, что законы Казахстана обеспечивают защиту своих граждан от насильственных сексуальных преступлений, а ответственность за преступления сексуального характера в отношении детей является достаточно суровой.
Все половые преступления против малолетних отнесены к категории особо тяжких преступлений, за которые предусмотрено наказание свыше двенадцати лет либо пожизненное лишение свободы.
Кроме того, увеличен срок административного надзора за лицами, отбывшими наказание за уголовные правонарушения против половой неприкосновенности несовершеннолетних, до срока погашения судимости (6 лет за тяжкие преступления, 8 лет – за особо тяжкие).
За последние 3 года повторных фактов совершения лицами, ранее осужденными по преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не было.
В совокупности с новыми подходами наказаний – 20 лет лишения свободы или пожизненное лишение свободы с увеличением сроков административного надзора после освобождения до 8 лет, осужденный при назначении лишения свободы в 20 лет и 8 лет административного надзора находится фактически под контролем государственных органов 28 лет.
Следует отметить, что химическую кастрацию применяют только в случае доказательства психического отклонения специальной комиссией. Вопрос об обязательной химической кастрации лиц, совершивших половые преступления против малолетних, независимо от заключения судебно-медицинской экспертизы о психическом состоянии осужденного (вменяемости, невменяемости, наличии отклонений в психике или отсутствии и др.) является дискуссионным и подлежит рассмотрению только с точки зрения перевода с мер уголовно-правового воздействия в наказания.
В целях исключения судебных ошибок при назначении принудительных мер медицинского характера в виде химической кастрации, Институтом парламентаризма рекомендуется принятие мер по совершенствованию содержания Нормативного постановления Верховного Суда РК по анализируемой теме.
Предлагаемая проектная редакция Нормативного постановления в части вопроса о применении химической кастрации:
«При решении вопроса о назначении химической кастрации суды должны руководствоваться не только заключениями судебно-психиатрических экспертиз (сексолого-психиатрических), имеющимися в материалах дела, но и непосредственно заслушивать заключения экспертов в суде, при необходимости проводить дополнительные экспертизы, в том числе комиссионные.
Суды должны назначать химическую кастрацию при достоверной установленности, что у подсудимого (осужденного) имеются психические отклонения и склонности к сексуальному насилию, т.е. наличие у подсудимого (осужденного) сексуального-нездорового влечения (тяги) с несовершеннолетним (малолетним), а также опасности для окружающих (детей). При отсутствии таких признаков, химическая кастрация не назначается».