Главная МАЖИЛИСОМ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ОДОБРЕН ЗАКОНОПРОЕКТ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛ...

МАЖИЛИСОМ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ОДОБРЕН ЗАКОНОПРОЕКТ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 МАЖИЛИСОМ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ОДОБРЕН ЗАКОНОПРОЕКТ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА  МАЖИЛИСОМ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ОДОБРЕН ЗАКОНОПРОЕКТ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

6 апреля 2022 года на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан в первом чтении одобрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства», который является одним из первых законопроектов, разработанных Институтом парламентаризма совместно с депутатами Парламента Республики Казахстан.

Законопроект разработан на основе многочисленных обращений и жалоб граждан и организаций на действия судебных исполнителей. Согласно информации Верховного суда РК количество жалоб на действия судебных исполнителей, поданных в суд за последние 3 года составило более 10 000. Это без учета жалоб, направленных в адрес депутатов и уполномоченного органа.

В этой связи, Институтом парламентаризма в начале 2021 года проведен анализ всех поступивших обращений и жалоб на предмет выявления причин возникновения такого массового недовольства со стороны граждан.

По итогам проведенной работы, Институтом парламентаризма совместно депутатами Парламента был подготовлен вышеуказанный законопроект, отвечающий требованиям и чаяниям населения, который в настоящее время рассматривается в Мажилисе Парламента.

Как показал анализ, действующий механизм теоретически направлен на защиту прав граждан, но правоприменительная практика данного механизма подтверждает наличие многочисленных коррупционных и неконституционных норм. Следует отметить, что одним из основных принципов исполнительного производства согласно статье 3 Закона, является своевременность и прозрачность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Однако на практике данный принцип не всегда соблюдается.

К примеру, в Законе отсутствует обязанность судебного исполнителя по отмене постановлений всех предыдущих судебных исполнителей в случаях, когда исполнительное производство прекращено.

Это вынуждает должника, погасившего задолженность полностью, просить каждого судебного исполнителя, у которого ранее было данное производство, об отмене вынесенного им постановления.

Так как с момента погашения задолженности лицо не является должником, наличие ограничительных мер в отношении его имущества нарушает его конституционные права на законно приобретенное имущество, и лицо незаконно лишается возможности распоряжаться им. В целях исключения нарушения конституционных прав граждан, необходимо ввести обязанность судебного исполнителя сразу отменять все постановления о применении принудительных мер, в том числе, и вынесенные предыдущими исполнителями. Отсутствие такой обязанности судебного исполнителя создает благоприятные условия для коррупции.

В Законе отсутствует четкий порядок направления судебным исполнителем извещения должнику, с приложением постановления о возбуждении исполнительного производства. На практике должники узнают о том, что в отношении него или его имущества применены меры (арест счетов или имущества, запрет на выезд и т.д.), только тогда, когда возникает необходимость в применении данных прав, например, перед вылетом, при продаже имущества и т.д.

Для восполнения данного пробела необходимо предусмотреть обязанность по направлению извещения должнику не позднее трех рабочих дней с момента принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Таким образом, законопроектом предлагается решение таких проблем как  отмена постановлений всех предыдущих судебных исполнителей, когда исполнительное производство прекращено, проверка наличия задолженности у должника перед возбуждением исполнительного производства, направление извещения должнику не позднее трех рабочих дней с момента принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, вызов должника только на место совершения исполнительного производства и только в случаях, требующих личного участия должника, исключив вызовы лично к судебному исполнителю, а также другие вопросы, связанные с исполнительным производством.

С принятием данного законопроекта будут исключены пробелы и коллизии в действующем законодательстве в сфере исполнительного производства, а также нормы, создающие условия для совершения коррупции, что позволит устранить проблемы, возникающие в этой сфере, и повысит имидж государства перед населением.