Институтом парламентаризма проведен анализ по автотранспортным уголовным и административным правонарушениям.
Ранее, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» от 27.12.2019 года глава 14 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК) дополнена статьей 345-1, предусматривающей ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения.
Казалось бы, что норма направлена на усиление уголовной ответственности в отношении лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического опьянения. Однако проведенный анализ выявил ряд пробелов и коллизий в нормах, устанавливающих уголовную ответственность при совершении дорожно-транспортных происшествий.
Так, санкция ч.3 ст.345 УК, предусматривающая ответственность «трезвого водителя» за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее смерть человека, предусматривает в качестве основного наказания только лишение свободы.
Логически подобное нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека, совершенное «пьяным водителем», должно предполагать более жесткое наказание.
Однако, санкция ч.3 ст.345-1 УК за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, устанавливает возможность применения ограничения свободы на срок до 7 лет.
Фактически действующее уголовное законодательство установило более суровое наказание в отношении «трезвого водителя», чем в отношении «пьяного водителя».
В этой связи, необходимо исключить из санкции ч.3 ст.345-1 УК ограничение свободы.
Пробелы выявлены и в ст.347 (Оставление места дорожно-транспортного происшествия) УК, так указанная норма устанавливает уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, совершившим уголовные правонарушения, предусмотренные ст.345 и ст.346 УК, при этом в отношении лица, совершившего такие же деяния в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения (ст.345-1 УК), ответственность не предусмотрена.
Необходимо дополнить диспозицию ст.347 УК нормой 345-1 УК.
Реализация данной поправки будет направлена на соотнесение уголовно-правовой санкции с реальной степенью общественной опасности указанного деяния.
Коллизии и пробелы выявлены и в административном законодательстве. Так ч.2 ст.610 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан (далее – КоАП) за нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью предусмотрен штраф в размере 40 МРП или лишение права управления транспортным средством на срок до 9 месяцев (такая трактовка предполагает возможность лишения права меньше 9 месяцев), тогда как по ч.2 ст.611 КоАП за оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, предусмотрен штраф в размере 50 МРП либо лишение права управления транспортным средством на 1 год.
Видится несоразмерность наказания, так как за причинение вреда здоровью потерпевшего административное взыскание мягче чем за оставление места дорожно-транспортного происшествия.
P/S Уважаемые друзья! Свои предложения по совершенствованию законодательства в сфере ответственности за дорожно-транспортные происшествия можете направлять по электронному адресу: instparlam@umto.kz, а также в раздел «Предложения по совершенствованию законодательства» на официальном сайте Института парламентаризма instparlam.umto.kz