15 февраля 2022 года представители Института парламентаризма приняли участие в публичных слушаниях, организованных Министерством внутренних дел Республики Казахстан, по обсуждению проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан по вопросам прав человека в области уголовного правосудия, исполнения наказания и предупреждения, пыток и жестокого обращения» (далее – законопроект о пытках), разработанного Межведомственной рабочей группой при Правительстве Республики Казахстан.
В рамках обсуждения, начальником Отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства, законодательства об уголовно-исполнительном производстве, законодательства о юридической помощи Института парламентаризма Б. Беисовым, было отмечено, что Казахстан уделяет особое внимание вопросам повышения уровня защиты прав граждан, вовлеченных в уголовный процесс.
Так, в действующем Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах уже присутствуют нормы, которые способствуют снижению репрессивности уголовного процесса и недопущению применения пыток. Это и обязанность прокурора в течение 24-х часов с момента начала досудебного расследования проверять его законность; и признание лица задержанным с момента реального ограничения свободы, включая свободу передвижения, вне зависимости от придания задержанному какого-либо процессуального статуса; и ежедневная обязательная проверка прокурором законности задержания, в том числе лиц, водворенных в ИВС, спецприемники, с проверкой содержания граждан в служебных кабинетах (в зданиях и помещениях органов досудебного расследования, в которых прокурорами не осуществляется дежурство).
Также, в рамках совершенствования правоохранительной деятельности и модернизации уголовного процесса, действующим законодательством предусмотрены:
- право прокурора расследовать уголовные дела о пытках;
- незамедлительное начало досудебного расследования после каждого факта обращения о пытках (потерпевшие лица стали больше обращаться за защитой своих прав);
- сокращение сроков задержания с 72 часов до 48, а в отношении несовершеннолетних до 24 часов;
- установление запрета на содержание под стражей по экономическим преступлениям;
- передача вопросов санкционирования следственных действий суду;
- расширение прав адвоката, в том числе, прав на сбор фактических данных;
- запрет на освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст.65 УК), на освобождение в связи с примирением (ст.68 УК) и на применение амнистии (ст.78 УК).
Кроме того, вне зависимости от результата уголовного разбирательства, предусмотрена возможность возмещения вреда потерпевшим от пыток.
Так, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О Фонде компенсации потерпевшим», компенсация назначается по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьей 146 «Пытки» Уголовного Кодекса РК. Компенсация потерпевшим от пыток, предусматривается в размере от 30 до 50 месячных расчетных показателей и выплачивается с момента признания лица потерпевшим.
Указанные нормы позволяют реально снизить факты применения пыток. Однако, на практике они продолжают иметь место. Основная причина, по мнению представителей Института парламентаризма, это не пробелы в законодательстве, а недостаточность действенного прокурорского надзора. В рамках действующей модели уголовного судопроизводства прокурор стал фактически карательным органом, не выполняющим свои конституционные функции по высшему надзору за законностью (ст.83 Конституции). В период досудебного расследования прокурор должен выполнять только надзорные функции, не допуская нарушений прав граждан (это должно быть критерием оценки деятельности прокурора), а с момента предания обвиняемого суду, начинать уголовное преследование от имени государства (государственное обвинение), реализуя, таким образом, в полном объеме конституционные функции органов прокуратуры.
В рамках реализации Концепции правовой политики РК до 2030 года (Указ Президента РК от 15 октября 2021 года) Институтом парламентаризма предлагаются соответствующие поправки, направленные на развитие принципа состязательности и равноправия сторон, путем максимального обеспечения доступа граждан к правосудию, а также исключения обвинительного уклона, расширения и усиления полномочий стороны защиты в сборе фактических данных, имеющих значение для уголовного дела.