Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) играют важную роль в аграрной жизни Казахстана. Они обеспечивают 70–80% всего производимого в стране молока и мяса — внушительный вклад в продовольственную безопасность. Однако законодательная база, регулирующая деятельность ЛПХ, требует серьёзных доработок. Сейчас согласно п. 24 Плана работы по взаимодействию Мажилиса Парламента Республики Казахстан VIII созыва с Институтом парламентаризма на третью сессию от 4 ноября 2024 г. Институт парламентаризма осуществляет работу по разработке законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ)».
Сегодня правовое регулирование ЛПХ основывается на Земельном кодексе Республики Казахстан (2003 год) и Законе «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» (2005 год). Однако в этих актах нет четкого и унифицированного определения ЛПХ. Это создаёт путаницу в правоприменении и затрудняет поддержку со стороны государства.
К примеру, на 1 февраля 2024 года 47,6% крупного рогатого скота содержалось именно в ЛПХ, 42,2% — в крестьянских или фермерских хозяйствах, а 10,2% — в сельскохозяйственных предприятиях. Это значит, что почти половина крупного рогатого скота в стране находится в хозяйствах, правовой статус которых остаётся не до конца определённым!
Международный опыт: что можно перенять?
Изучение опыта зарубежных стран показывает, что успешное развитие ЛПХ возможно при наличии правовой базы, где четко определен правовой статус и механизмы государственной поддержки. В России, согласно статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве», ЛПХ рассматривается как форма непредпринимательской деятельности, направленной на производство и переработку сельскохозяйственной продукции для удовлетворения личных потребностей гражданина и его семьи. Важно отметить, что предоставление земельных участков для ведения ЛПХ не связано с коммерческой деятельностью, что позволяет сохранить социальную ориентацию таких хозяйств.
В Беларуси, согласно статье 2 Закона Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах граждан», ЛПХ является формой хозяйственно-трудовой деятельности, основанной на использовании земельных участков, предоставленных в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. Такая модель способствует поддержке семейных хозяйств, обеспечивая развитие сельских территорий и стабильность продовольственного сектора.
Закон Узбекистана «О подсобном хозяйстве» от 2021 года регулирует отношения в области организации ведения и развития подсобных хозяйств. Согласно Закону, подсобным хозяйством является трудовая деятельность, связанная с выращиванием (переработкой) сельскохозяйственной продукции как для свободной торговли, так и для нужд семьи на личных приусадебных земельных участках (статья 3). Оно также не является предпринимательской деятельностью, а государственной регистрации подсобного хозяйства не требуется.
Во Франции ЛПХ рассматриваются как малые сельскохозяйственные хозяйства, ориентированные на производство продуктов питания для личного потребления. Французское законодательство допускает продажу излишков продукции, но устанавливает порог дохода, превышение которого переводит хозяйство в статус фермерского. Это ограничение направлено на сохранение статуса ЛПХ и предотвращение коммерциализации в крупном масштабе. Так, при переходе к переработке продукции в промышленных масштабах или её продаже за пределами местного рынка хозяйство обязано зарегистрироваться как фермерское и соблюдать соответствующие нормативные акты.
В Германии ЛПХ ориентированы на личное потребление с возможностью продажи небольших излишков продукции. В отличие от фермерских хозяйств, которые подлежат обязательной регистрации в качестве юридических лиц, ЛПХ освобождены от сложных процедур регистрации и налогообложения, если их доходы остаются в пределах установленного лимита. Такая модель упрощает ведение хозяйственной деятельности и стимулирует развитие таких хозяйств.
Какие реформы нужны в Казахстане?
• Четкое определение ЛПХ в законодательстве. Нужно, чтобы каждый знал, что включает в себя это понятие и как отличить ЛПХ от коммерческой деятельности.
• Государственная поддержка: Налоговые льготы, субсидии, упрощенные кредиты — всё это может стимулировать развитие ЛПХ.
• Упрощение регистрации: Сделать так, чтобы сельчане могли узаконить своё хозяйство без бюрократических препон.
Таким образом, опыт зарубежных стран показывает, что эффективное развитие ЛПХ возможно при наличии правовой базы, в которой определен статус ЛПХ, внедрены упрощенные процедуры регистрации, а также механизмы их поддержки. Полагаем, что следует учитывать опыт зарубежных стран для уточнения правового статуса ЛПХ, установления критериев для его разграничения с коммерческими хозяйствами, такими как крестьянское хозяйство, а также для разработки системы мер по их поддержки. Формирование благоприятной среды для развития ЛПХ станет важным шагом в улучшении уровня жизни сельского населения, обеспечении продовольствием и укреплении экономики в целом.