Современные технологии, включая искусственный интеллект (ИИ), занимают ключевое место в процессе модернизации государственного управления. Во исполнение поручений Президента Республики Казахстан, озвученных 11 декабря 2024 года, особое внимание уделяется совершенствованию механизмов применения ИИ для повышения эффективности нормотворчества и создания современной цифровой экосистемы.
Согласно Протоколу совещания под председательством Председателя Сената Маулена Ашимбаева от 12 марта 2024 года, ключевая задача — изучение возможностей ИИ для оптимизации парламентской деятельности.
В целом, законодательная деятельность парламента носит многоплановый характер и включает в себя ряд направлений, вытекающих из её основных функций, таких как законодательная, представительная, контрольная и аппаратная. Международная практика демонстрирует успешное применение ИИ для совершенствования каждой из данных сфер, что позволяет парламенту более эффективно выполнять свои задачи и улучшать взаимодействие с обществом.
Исходя из функциональных задач парламентской деятельности, Парламент, центральные государственные органы (ЦГО) и другие структуры разрабатывают ИИ-инструменты для автоматизации и оптимизации парламентских процессов. Так, Министерство юстиции РК совместно с рядом стартапов и научно-исследовательских институтов (НИИ) разрабатывает чат-ботов для оперативного консультирования граждан по правовым вопросам. В рамках программы целевого финансирования (ПЦФ) ведутся ряд исследований по разработке инструментов ИИ, предназначенных для упрощения подготовки исковых заявлений, судебных актов и других юридических документов, что окажет существенную помощь гражданам, судьям, юристам и адвокатам. Партия «Республика» совместно с Ассоциацией развития ИИ разрабатывает инструмент «Ассистент депутата», направленный на поддержку профессиональной деятельности депутатов. И это лишь небольшая часть работы, проводимой в стране по внедрению инструментов ИИ в сферу парламентской деятельности.
Во многих странах внедрение ИИ в законотворчество уже не эксперимент, а реальность. Так, на конференции DGO 2023, прошедшей 11–14 июля в Гданьске (Польша), международная исследовательская группа в составе Йорна фон Люкке (Институт открытого правительства, Университет Цеппелина, Германия), Фотиоса Фитсилиса (Научная служба Греческого парламента, Греция) и Яна Этшайда (Институт открытого правительства, Университет Цеппелина, Германия) представила результаты комплексного исследования потенциала ИИ в парламентской деятельности. В результате было выработано 210 предложений, направленных на поддержку научного сообщества и представителей парламентов в планировании и внедрении ИИ для повышения эффективности парламентской работы. Многие из разработанных инструментов имеют схожие функции и задачи, что подчеркивает их универсальность и взаимозаменяемость.
Международный опыт демонстрирует разнообразие подходов к применению ИИ в парламентской деятельности. Так, Греция активно внедряет цифровые технологии в законотворчество, делая процесс более прозрачным, эффективным и инклюзивным. На основе закона №4622/2019 разработаны интегративные платформы, охватывающие всю систему государственного управления и исключающие изолированные подходы.
Центральное место в цифровой трансформации занимает программное обеспечение LEOS (Legislation Editing Open Software), разработанное Европейской комиссией. LEOS позволяет создавать юридические документы с использованием стандартизированных шаблонов, строго соответствующих национальным методологиям. Система поддерживает многоязычность, контроль версий и автоматическое обновление шаблонов, что исключает ошибки и упрощает процесс законотворчества.
Автоматизация и анализ правовых данных с помощью алгоритмов машинного обучения стали важными инструментами для повышения качества законодательства. Они выявляют противоречия и пробелы в нормативных актах, позволяя оперативно реагировать на изменения.
Для повышения инклюзивности граждане могут участвовать в обсуждении законопроектов через цифровые платформы, предоставляя комментарии и отзывы. Этот подход делает законодательный процесс более открытым и ориентированным на общественные потребности.
Также существует проект ManyLaws, финансируемый ЕС, был направлен на обработку и анализ юридических текстов с использованием технологий Big Data. Консорциум включал греческий и австрийский парламенты, а также корпоративных и академических участников. В рамках проекта законы Греции, Австрии и ЕС были аннотированы, связаны и преобразованы в структурированные открытые данные с использованием стандартов, таких как DCAT-AP, ELI и AKN. Это позволило визуализировать юридические корреляции и проводить сравнительный анализ национальных и европейских законодательных актов. Проект не поддерживал законотворческий процесс напрямую, но заложил основу для создания национальных онтологий и цифровых моделей законотворчества.
Национальный портал кодификации в Греции станет основным законодательным хабом, включающим все действующие нормативные акты, стандартизированные для машинного чтения. Он будет интегрировать данные с другими юридическими базами, следуя стандартам открытых данных (EUPL) и использованию таких онтологий, как AKN, ELI, MetaLex и Eurovoc. Функционал портала охватывает поддержку авторства, текстовый анализ, семантическое сравнение правовых положений и совместную работу над проектами. Разработка основана на использовании стандартов W3C (OWL, RDF), что обеспечивает совместимость с другими системами.
В рамках реализации закона 4622/2019 была создана платформа оценки регулирующего воздействия (ria.gov.gr), автоматизирующая процесс подготовки законопроектов и нормативных решений с существенным экономическим или социальным значением. Разработанная GRNET, она интегрирует различные отчеты, обеспечивая полноту и качество процесса законотворчества. Для подготовки сотрудников министерств организованы курсы, включая онлайн-обучение. Платформа разработана по гибкой методологии и была завершена в 2022 году, с запуском в эксплуатацию в 2023 году. Греческий опыт продемонстрировал, что комплексный подход к цифровизации законотворчества, основанный на интеграции передовых технологий и соблюдении международных стандартов, позволяет значительно повысить эффективность законодательного процесса.
Европейский парламент внедрил инициативу E-Legislate, направленную на стандартизацию законодательных документов и их автоматический перевод на 22 языка. В Норвегии функционирует система Storsak, обученная на 8600 текстах, для структурирования предложений правительства и депутатов. Венгерский парламент использует ParLex, интегрирующий правительство и местные органы в единую цифровую среду, что существенно облегчает нормотворческую работу. В Северной Македонии рассматривают автоматический перевод текстов, хотя процесс осложнен двуязычностью страны. В Австрии запущена программа «Bumblebee», направленная на модернизацию ИТ-инфраструктуры и изменение организационной культуры. В Дании ИИ применяют для создания субтитров и бронирования залов, также принята цифровая стратегия до 2027 года.
Эстония имеет обширный опыт цифровой трансформации, включая использование систем распознавания речи, субтитров и ChatGPT, что помогает развивать парламентскую деятельность в рамках общей цифровой стратегии. Финляндия изучает возможности ChatGPT для подготовки выступлений и переводов, обновляя технологическую архитектуру парламентских онлайн-сервисов. Во Франции работа с ИИ находится на начальной стадии, в проекте участвуют 15 IT-специалистов. В Канаде начато применение ИИ для распознавания речи и транскрипции в реальном времени в рамках инициативы «Цифровой офис». Швейцарский парламент разрабатывает программное обеспечение для распознавания речи и транскрипции, а Нидерланды делают акцент на защите данных и интеграции ИИ с Microsoft Azure, применяя ИИ для преобразования голоса и контроля доступа. В Италии ИИ используют для улучшения стенографических протоколов, автоматического преобразования речи в текст и классификации законодательных актов.
Примеры зарубежных парламентов демонстрируют готовность к использованию ИИ, что подчеркивает широкие перспективы его применения для повышения эффективности парламентской работы, оптимизации процессов и улучшения доступа к информации.
Международный опыт доказывает, что интеграция ИИ в законотворчество открывает огромные перспективы. Применение технологий помогает не только автоматизировать рутинные процессы, но и делает законодательную деятельность более инклюзивной, эффективной и ориентированной на потребности общества.
Казахстан имеет все шансы стать лидером в цифровизации парламента, внедряя решения, адаптированные к нашим реалиям и международным стандартам. Однако для этого потребуется не только технологическая модернизация, но и активное участие граждан, обучение кадров и постоянная оценка эффективности внедряемых решений.
ИИ меняет мировую законодательную систему. Казахстан, находящийся на пороге новой цифровой эпохи, может сыграть ведущую роль в создании современного и эффективного парламента.
Саймова Шолпан Алтынбековна, руководитель центра публичного законодательства и государственного управления РГП на ПХВ «Институт парламентаризма» при УДП РК, Ph.D