ГлавнаяИИ в Казахстане: глобальные тенденции и концептуальные основы законопроекта «Об искусственном инт...

ИИ в Казахстане: глобальные тенденции и концептуальные основы законопроекта «Об искусственном интеллекте»

ИИ в Казахстане: глобальные тенденции и концептуальные основы законопроекта «Об искусственном интеллекте»

3 марта 2025 года в стенах Мажилиса Парламента Республики Казахстан состоялась презентация законопроекта «Об искусственном интеллекте» (далее – ИИ), основной целью которого является создание прозрачной и эффективной правовой базы для внедрения данной технологии в экономику и социальную сферу страны.

Сегодня ИИ стремительно трансформирует экономические процессы, государственное управление и общественные отношения, открывая новые возможности для инноваций, роста и повышения качества жизни граждан. Вместе с тем его активное развитие несет значительные риски, связанные с этическими вопросами, безопасностью, защитой персональных данных и ответственностью за принимаемые алгоритмами решения.

Для Казахстана создание четкой и комплексной системы правового регулирования в области ИИ является стратегически важным шагом, способным сформировать благоприятную среду для инновационного развития экономики и одновременно обеспечить безопасное и этичное применение технологий. Ранее, 11 декабря 2024 года, Глава государства подчеркнул необходимость законодательного закрепления принципов ответственного использования ИИ, особого внимания к этическим аспектам, а также прозрачности и открытости процессов его разработки и внедрения. Эти ключевые задачи и легли в основу представленного законопроекта.

Международный опыт показывает, что регулирование ИИ требует взвешенного и комплексного подхода. В частности, Европейский союз (ЕС), США, Китай и Великобритания демонстрируют различные модели регулирования, обусловленные национальными приоритетами и правовыми традициями.

ЕС лидирует в комплексном регулировании цифровой сферы, активно применяя риск-ориентированный подход, отраженный в Актах о цифровых услугах (DSA), цифровых рынках (DMA) и ИИ (AI Act). AI Act ЕС устанавливает запрет на использование ИИ с неприемлемым риском (например, социальный рейтинг и биометрическое слежение), жестко регулирует высокорискованные системы (в медицине, образовании, финансах и правоохранительной деятельности) и обеспечивает прозрачность менее рискованных приложений. Важной частью политики ЕС является защита персональных данных на основе Общего регламента по защите данных (GDPR).

США, напротив, используют точечный, гибкий подход, стимулируя инновации и саморегулирование. Отдельные регуляторы и законодательные инициативы штатов дополняются федеральными документами, такими как «Этический кодекс ИИ» (Blueprint for an AI Bill of Rights) и Руководство NIST по управлению рисками ИИ. Важным шагом стала подпись президентом Байденом в 2023 году исполнительного указа об ИИ, задающего стандарты безопасности, конфиденциальности и недискриминации.

Китай построил жесткую, государственно ориентированную систему, основанную на законах о защите личной информации (PIPL) и безопасности данных (2021). Основными требованиями являются минимизация сбора данных, регистрация алгоритмов и контроль за генеративным ИИ, обязательное соблюдение государственной безопасности и модерация контента.

Великобритания избрала гибкий и поэтапный подход, изначально избегая жесткого регулирования. Страна опирается на добровольные принципы безопасности, прозрачности, справедливости, подотчетности и оспоримости, установленные в 2023 году, а также Закон об онлайн[1]безопасности, контролируемый регулятором Ofcom.

Важнейшим аспектом для Казахстана является системное соотношение законопроекта «Об ИИ» и проекта Цифрового кодекса РК (ЦК РК), публичное обсуждение которого ведется с октября 2024 года. Согласно статье 10 Закона РК «О правовых актах», именно ЦК РК обладает более высокой юридической силой и должен содержать фундаментальные принципы и ключевые регуляторные механизмы цифровой среды, важной частью которой является ИИ. Это требует четкого разграничения и гармонизации положений обоих документов, обеспечивая целостность и непротиворечивость правового регулирования.

Таким образом, Казахстан может эффективно интегрировать лучшие международные практики: риск-ориентированный подход ЕС, принципы защиты данных, платформенное регулирование и механизмы гибкого обновления («регуляторные песочницы», регулярные пересмотры норм). При внимательном учете зарубежного опыта, национальной ментальности и социально-экономического контекста Казахстан имеет возможность стать второй юрисдикцией в мире, имеющей самостоятельный и комплексный закон об ИИ.

Саймова Ш.А., руководитель

Центр публичного законодательства и

государственного управления, Ph.D