ГлавнаяКаждый пятый ребёнок в Казахстане сталкивался с кибербуллингом: эксперты требуют системных мер по...

Каждый пятый ребёнок в Казахстане сталкивался с кибербуллингом: эксперты требуют системных мер по цифровой безопасности

Каждый пятый ребёнок в Казахстане сталкивался с кибербуллингом: эксперты требуют системных мер по цифровой безопасности Каждый пятый ребёнок в Казахстане сталкивался с кибербуллингом: эксперты требуют системных мер по цифровой безопасности Каждый пятый ребёнок в Казахстане сталкивался с кибербуллингом: эксперты требуют системных мер по цифровой безопасности Каждый пятый ребёнок в Казахстане сталкивался с кибербуллингом: эксперты требуют системных мер по цифровой безопасности Каждый пятый ребёнок в Казахстане сталкивался с кибербуллингом: эксперты требуют системных мер по цифровой безопасности Каждый пятый ребёнок в Казахстане сталкивался с кибербуллингом: эксперты требуют системных мер по цифровой безопасности Каждый пятый ребёнок в Казахстане сталкивался с кибербуллингом: эксперты требуют системных мер по цифровой безопасности Каждый пятый ребёнок в Казахстане сталкивался с кибербуллингом: эксперты требуют системных мер по цифровой безопасности Каждый пятый ребёнок в Казахстане сталкивался с кибербуллингом: эксперты требуют системных мер по цифровой безопасности

В Казахстане дети всё чаще сталкиваются с угрозами в интернете: кибербуллинг, нежелательные контакты со взрослыми, распространение интимного контента. Такие выводы содержит исследование KazKidsOnline, проведённое ЮНИСЕФ. Почти половина казахстанских детей впервые выходит в интернет в возрасте от 5 до 8 лет, ещё треть — до 12 лет.

Эти и другие тревожные данные стали основой для обсуждения на круглом столе по вопросам цифровой безопасности детей, который прошёл 25 июля в Институте парламентаризма при УДП РК. В диалоге приняли участие представители госорганов, международных организаций, IT-компаний, а также педагоги, психологи и правозащитники.
«Цифровая безопасность — это не просто IT-вопрос. Это вопрос национальной стратегии по защите детства», — отметила заместитель директора Института парламентаризма Ляззат Сулеймен. — «Обновление законодательства важно, но не менее важно выстраивать взаимодействие между семьёй, школой, государством и самим ребёнком как активным участником цифровой эпохи».

С приветственным словом к участникам обратились Уполномоченный по правам ребёнка Динара Закиеваи заместитель представителя ЮНИСЕФ в Казахстане Летисия Баззи-Вейл. В ходе пленарной части обсуждались такие темы, как кибергигиена, защита персональных данных, психологическое здоровье детей в цифровой среде, а также международные практики по обеспечению цифровой безопасности.

Согласно данным исследования KazKidsOnline, проведённого ЮНИСЕФ, 46% детей в Казахстане впервые выходят в интернет в возрасте от 5 до 8 лет, ещё треть — в возрасте от 9 до 12 лет. Около 40% используют интернет ежедневно в учебных целях. При этом 21% респондентов сообщили о случаях кибербуллинга, 15% регулярно сталкиваются с контентом, вызывающим тревогу или психологический дискомфорт, 7% получали изображения или видео сексуального характера, а 10% вступали в онлайн-общение со взрослыми незнакомцами. Также 3% детей получали предложения интимного характера в обмен на деньги или подарки, а 21% никому не сообщили о намерении встретиться с человеком, с которым познакомились в интернете.

В числе участников круглого стола — общественный деятель Аружан Саин, IT-эксперт Асет Ордабаев(Лаборатория Касперского), директор представительства АО «НИТ» Василий Герко, представитель МВД РК Аслан Ускембаев, специалист ЮНИСЕФ Кундыз Турабай, Генеральный директор Центра «Бобек» Касенова Гульнара, а также психологи и педагоги.

В своём выступлении директор Представительства АО «НИТ» по г.Астана Василий Герко напомнил, что на Национальном курултае Президент страны обозначил пять ключевых угроз, стоящих перед обществом: лудомания, наркозависимость, криминализация подростков, информационные атаки и утрата моральных ориентиров, отметив при этом, что дети в данном контексте являются самой уязвимой категорией населения.

По итогам обсуждения участники подчеркнули необходимость системного межведомственного взаимодействия, усиления просветительской работы с родителями и детьми, а также развития законодательных и образовательных инициатив, направленных на формирование безопасной и этичной цифровой среды для подрастающего поколения.